Чеченский язык в школе

Категория: Нахско-дагестанские языки    Автор: admin

История использования этого языка и алфавита при школьном обучении очень древняя. Но она имела несколько ступеней. В самые разные времена он переходил с позиций основного языка обучения к позициям предмета, который преподавался на другом языке.

Первые учебные книги на национальном языке появились в этой стране в XIX веке. В них использовалась письменность, что была создана не позднее шестнадцатого века на основе арабской системы письменности. В шестидесятых годах XIX века знаменитый исследователь П.К. Услар, который изменил представление о языке и системах его записи, начал внедрять в систему образования в регионе национальный язык. Именно результатом его работы стало использование кириллицы как основы для нового алфавита. Тогда на основе графики его родного русского языка был создан алфавит, что состоит из тридцати семи букв. Некоторые знаки, которых просто нет  в русском языке, были заимствованы у латиницы, или даже у грузинской системы письменности. Он же разработал грамматику, которая стала основой для обучения.

При этом он отмечал, что просто необходимо проводить обучение на национальном языке. Нельзя усаживать ребенка за парту и давать ему сразу русский словарь, если он ни слова не понимает на этом языке. Только при использовании родной речи можно нормально развить ребенка и его мыслительные возможности. Не использовать национальный язык и национальный алфавит при изучении основных школьных предметов – это просто противоречит здравому смыслу. Тогда этот  подход был основным, и только знаменитый ученый создал первую школу, в которой проходили обучение дети Чечни на том же языке, на котором они говорили дома. Тем не менее, уже через несколько десятилетий его школа была закрыта, а новая требовала от детей разговаривать и писать только на русском языке. Чуть позже появились и школы, в которых обучение велось на двух языках сразу. В первую очередь это конечно родной. А вот вторым мог быть и русский, и арабский. Первый чаще всего использовался в светских школах, а вот второй – в мусульманских, которые активно функционировали до прошлого века.

Только в начале прошлого столетия, при изменении государственного строя изменилась и система обучения, и даже сам язык и алфавит.

Комментарии к данной записи закрыты.